Все новости 17:57 | 11.04.2022

В Узбекистане оценят систему образования по международным стандартам

11 апреля в Ташкенте прошла международная конференция по запуску тестового процесса PISA–2022 в Узбекистане. Об этом сообщает специальный корреспондент Bugun Ригина Маджитова. В 2021 году исследовательские эксперименты PISA проводились в 83 школах страны, и 202 отобранных учебных заведения готовятся к основному процессу тестирования в апреле-мае 2022 года. Специальный советник Генерального секретаря по образовательной политике Организации […]

В Узбекистане оценят систему образования по международным стандартам
Фото: Norma.uz

11 апреля в Ташкенте прошла международная конференция по запуску тестового процесса PISA–2022 в Узбекистане. Об этом сообщает специальный корреспондент Bugun Ригина Маджитова.

В 2021 году исследовательские эксперименты PISA проводились в 83 школах страны, и 202 отобранных учебных заведения готовятся к основному процессу тестирования в апреле-мае 2022 года.

Специальный советник Генерального секретаря по образовательной политике Организации экономического сотрудничества и развития, основатель исследования PISA Андреас Шляйхер сказал, что система поможет повысить уровень образования в Узбекистане. Он подчеркнул, что раньше учителя летом отвлекались на другие виды работы и не могли сосредоточиться на образовании в школе. Однако сейчас заметил, что работа учителей пересматривается.

Современный мир больше не вознаграждает вас только за то, что вы знаете. Google знает все. Современный мир вознаграждает за то, что вы можете сделать с тем, что вы знаете. Это идея компетентности. Можете ли вы экстраполировать (сделать выводы о развитии ситуации в будущем на основе информации из прошлого и настоящего — прим.ред.) увиденное? Можете ли вы применить свои знания? Можете ли вы выйти из незнакомой ситуации? Вот что такое PISA. Национальный центр PISA закладывает все предпосылки, для того, чтобы действительно быть уверенным не только в том, насколько хорошо Узбекистан работает, но и том, как можно все улучшить, — подметил собеседник.

Андреас Шляйхер назвал проблемы в системе образования в Узбекистане. Также он обозначил важные аспекты для повышения квалификации учителей.

Я думаю, что в первую очередь все-таки нехватка ресурсов. Это все еще много областей, в которых школы еще не имеют стандартов, которые они должны обеспечить, когда речь идет о средствах, технологиях и так далее. Эта проблема, я думаю, уже решена. Более серьезные проблемы с учителями были в том, как сделать их профессиональными не только в финансовом, но и в интеллектуальном плане. Качество школ в Узбекистане никогда не будет лучше качества учителей, — заключил Шляйхер.

Представитель ЮНИСЕФ в Узбекистане Минур Мамадзад выразил уверенность, что присоединение Узбекистана к международным программам помогут стране измерить уровень знаний и навыков учащихся, а также поставить полученные результаты с международными стандартами.

Реформы, касающиеся качества образования, невозможному достичь в течение одного дня и для серьёзных реформ следует увидеть окончательные результаты. Нам понадобятся наверное десятки лет. Это не говорит о том, что нужно сидеть сложа руки и ждать этого периода. То, что сегодня происходит создаёт фундамент и работа была эффективно выстроена. ЮНИСЕФ оказывает поддержку правительству в реформах, — отметил представитель ЮНИСЕФ в Узбекистане Минур Мамадзаде.

Замдиректора Национального центра по международным научным исследованиям и оценке образования при Государственной инспекции по надзору за качеством образования Хуршид Ахмедов заявил, что среди около 90 стран Узбекистан участвует в этом научном исследовании. Результаты будут объявлены в декабре 2023 года. Он считает, что рейтинги способствуют повышению привлечения инвестиций в страну.

Многие страны сейчас занимаются повышение ВВП, а по мнению профессоров самый лёгкий способ достижения этого — обучение детей естественным и точным наукам, — заявил он.

Специалист также объяснил, на какие методы работы с учениками будет сделан упор и в чем есть недостатки в национальной системе образования.

Узбекистан впервые участвовал в исследовательском эксперименте PISA в 2021 году, которая проводился среди учеников начальных классов на понимание темы при чтении. По результатам исследований, нам нужно поработать над тем, чтобы ученики понимали смысл текста, могли передать их своими словами. Сейчас мы работает над улучшением памяти учеников. Зачастую дети вызубривают тексты, но не запоминают. Международный опыт показывает — нужно чтобы дети сами размышляли и это в последующем могло подготовить его к последующему этапу жизни, — пояснил Ахмедов.

В ходе конференции обсудили роль и ожидаемые результаты национальных и международных программ оценки, включая PISA–2022, в совершенствовании системы образования, развитии человеческого капитала, участие Узбекистана в международных исследованиях и планы на будущее, перспективы поддержки участия Узбекистана в международных исследованиях и прочее.

Исследование PISA направлено на оценку математической, естественнонаучной грамотности, навыков чтения и творческого мышления учащихся 15-16 лет. Этот метод позволяет каждой стране сравнить свои сильные и слабые стороны с мировой системой образования. Также оно служит привлечению иностранных инвестиций за счёт наличия в стране образованных, квалифицированных кадров.

Цель данного исследования — получение всесторонней научной и достоверной информации о системе образования в стране, образовательной среде, организации образования, критическом и творческом мышлении, умении применять приобретенные знания в жизни, внимании родителей к образованию своих детей, а также о созданных домашних условиях.

В рамках подготовки к международному исследованию выявили 348 опорных школ в 14 регионах, к ним прикреплена еще 9 691 школа.

Согласно анализу Всемирного банка, результаты оценки общего среднего образования в Узбекистане составили 474 балла. Республика оказалось 57 из 174 стран с индексом 0,61.

Конференция была организованна Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, Министерством народного образования, Национальным центром международных исследований, Организацией экономического сотрудничества и развития, Всемирным банком, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО.